Эти слова принадлежат древнеримскому философу и оратору Цицерону и в них отражается мое отношение к изучению истории (о своем отношении вообще к цитатам я уже писал раньше). Нет сомнений, что без знания истории сложно - если вообще возможно - правильно представлять себе как свое настоящее, так и будущее. Я хоть не историк по образованию (о чем периодически сожалею), но занимаюсь изучением истории русского евангельского движения и преподаю историю ЕХБ у нас в семинарии. По этой причине слежу за публикациями по данной теме. В связи с этим, а также отвечая на многочисленные вопросы типа "а что хорошего почитать по нашей истории", публикую часть своей рецензии на замечательное исследование Т. Никольской, посвященное русскому протестантизму. Читайте и наслаждайтесь (это я про книгу :) ).
Выходные данные книги: Никольская, Татьяна. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 - 1991 годах. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с.: ил. – (Территория истории, Вып. 2).
Автор данной монографии – Никольская Татьяна Кирилловна – кандидат исторических наук, преподаватель программы «Магистр богословия» Санкт-Петербургского христианского университета, аккредитованной Федеральным университетом Уэльса, автор ряда работ по истории религиозно-государственных отношений в России в XX веке.
С Татьяной Кирилловной я познакомился на одной научной конференции осенью 2007 года и с того времени ожидал, когда выйдет ее труд, с которым я мог отчасти познакомиться. Здесь нужно пояснить причины моего ожидания. Казалось бы, сегодня нет дефицита в публикациях по истории русского евангельского движения: за прошедшие полтора-два десятилетия их вышло немало. Это благодатная почва для исследования, так как лишь совсем недавно стало возможно не только изучение этого вопроса, но и свободное издание работ на эту тему. Так что обилие публикаций вполне объяснимо, как и интерес к теме зарождения и формирования протестантизма на российской почве: важно знать свои корни. И все же, несмотря на множество материалов, а возможно, как это ни странно звучит, и благодаря этому множеству, изучение истории российских евангельских церквей наталкивается на серьезную проблему. Значительная часть книг написана с апологетической точки зрения, это, в определенной степени, ответ на обвинение со стороны господствующей идеологии – то православной, то атеистической – в чуждости, а значит и враждебности, протестантизма русскому человеку. «Русский значит православный», ответ на эту максиму играет большую роль в представлении истории евангельского движения в России. Таким образом, возникает проблема подобной литературы, которая заключается в том, что история представляется в искаженном виде, в виде, служащем определенным конфессиональным целям. История в таком случае становится средством «патриотического» воспитания нового поколения, в том смысле, что прошедшее показывается преимущественно под выгодным углом. Но в таком случае, как писал Ключевский, история не сможет нас ничему научить (за что, снова по Ключевскому, мы будем наказаны). Именно поэтому я ждал выхода книги Татьяны Кирилловны, поскольку опубликованное ею исследование обладает важным качеством, отсутствующим у большинства прежних публикаций, – научной беспристрастностью.
Как можно заметить из названия, вышедшая в свет монография посвящена отношениям русских протестантов с государственной властью в ХХ веке, теме малоизученной и актуальной. Большинство конфессиональных историков концентрируют внимание на внутренней истории своей церкви и почти не рассматривают объективные процессы, определявшие государственно-церковные отношения. Еще реже можно встретить серьезное исследование документов того периода. Все это вы встретите на страницах этого исследования.
Хронологические рамки, выбранные Т.К. Никольской, вполне объяснимы. Именно в 1905 году произошла легализация русских протестантов, и этот юридический статус в основном сохранялся за ними весь рассматриваемый в книге период. Однако русские протестанты все равно оставались гонимым меньшинством – сначала из-за доминирующего положения Русской православной церкви, а с 1917 года – из-за антирелигиозной политики Советского государства. Но именно в рассматриваемый период русский протестантизм окреп, стал самостоятельным религиозным явлением, сформировались его традиции и конфессиональные структуры. Чтобы понять, кем мы являемся сегодня, нужно изучать как раз этот период нашей истории.
Таким образом, монография Т.К. Никольской стала явлением в широком ряду исследований по истории русского протестантизма. Академическая беспристрастность, анализ происходивших событий, стремление уйти от тенденциозности оценок, продиктованных конфессиональным статусом — этим работа выгодно отличается от множества других. Ее можно смело рекомендовать, прежде всего, людям, по роду своей деятельности серьезно занимающимся изучением истории – преподавателям и студентам христианских ВУЗов. Эта книга вполне может стать впоследствии учебником, по которому мы будем изучать наше прошлое. Во-вторых, я советовал бы познакомится с книгой служителям церкви. Важно правильно оценивать прошлое, чтобы избежать ошибок в будущем. Чтобы объективно оценить, кем мы являемся сегодня, необходимо посмотреть, кем мы были вчера. И, наконец, любой, кто желает глубже познакомиться с историей евангельского движения в России в ХХ веке, сможет получить много важной, полезной и интересной информации из этой книги, поскольку наряду с ее научным характером, она обладает и несомненными литературными достоинствами. Книга читается легко и свободно, и вы нисколько не пожалеете о потраченном времени.
Автор данной монографии – Никольская Татьяна Кирилловна – кандидат исторических наук, преподаватель программы «Магистр богословия» Санкт-Петербургского христианского университета, аккредитованной Федеральным университетом Уэльса, автор ряда работ по истории религиозно-государственных отношений в России в XX веке.
С Татьяной Кирилловной я познакомился на одной научной конференции осенью 2007 года и с того времени ожидал, когда выйдет ее труд, с которым я мог отчасти познакомиться. Здесь нужно пояснить причины моего ожидания. Казалось бы, сегодня нет дефицита в публикациях по истории русского евангельского движения: за прошедшие полтора-два десятилетия их вышло немало. Это благодатная почва для исследования, так как лишь совсем недавно стало возможно не только изучение этого вопроса, но и свободное издание работ на эту тему. Так что обилие публикаций вполне объяснимо, как и интерес к теме зарождения и формирования протестантизма на российской почве: важно знать свои корни. И все же, несмотря на множество материалов, а возможно, как это ни странно звучит, и благодаря этому множеству, изучение истории российских евангельских церквей наталкивается на серьезную проблему. Значительная часть книг написана с апологетической точки зрения, это, в определенной степени, ответ на обвинение со стороны господствующей идеологии – то православной, то атеистической – в чуждости, а значит и враждебности, протестантизма русскому человеку. «Русский значит православный», ответ на эту максиму играет большую роль в представлении истории евангельского движения в России. Таким образом, возникает проблема подобной литературы, которая заключается в том, что история представляется в искаженном виде, в виде, служащем определенным конфессиональным целям. История в таком случае становится средством «патриотического» воспитания нового поколения, в том смысле, что прошедшее показывается преимущественно под выгодным углом. Но в таком случае, как писал Ключевский, история не сможет нас ничему научить (за что, снова по Ключевскому, мы будем наказаны). Именно поэтому я ждал выхода книги Татьяны Кирилловны, поскольку опубликованное ею исследование обладает важным качеством, отсутствующим у большинства прежних публикаций, – научной беспристрастностью.
Как можно заметить из названия, вышедшая в свет монография посвящена отношениям русских протестантов с государственной властью в ХХ веке, теме малоизученной и актуальной. Большинство конфессиональных историков концентрируют внимание на внутренней истории своей церкви и почти не рассматривают объективные процессы, определявшие государственно-церковные отношения. Еще реже можно встретить серьезное исследование документов того периода. Все это вы встретите на страницах этого исследования.
Хронологические рамки, выбранные Т.К. Никольской, вполне объяснимы. Именно в 1905 году произошла легализация русских протестантов, и этот юридический статус в основном сохранялся за ними весь рассматриваемый в книге период. Однако русские протестанты все равно оставались гонимым меньшинством – сначала из-за доминирующего положения Русской православной церкви, а с 1917 года – из-за антирелигиозной политики Советского государства. Но именно в рассматриваемый период русский протестантизм окреп, стал самостоятельным религиозным явлением, сформировались его традиции и конфессиональные структуры. Чтобы понять, кем мы являемся сегодня, нужно изучать как раз этот период нашей истории.
Таким образом, монография Т.К. Никольской стала явлением в широком ряду исследований по истории русского протестантизма. Академическая беспристрастность, анализ происходивших событий, стремление уйти от тенденциозности оценок, продиктованных конфессиональным статусом — этим работа выгодно отличается от множества других. Ее можно смело рекомендовать, прежде всего, людям, по роду своей деятельности серьезно занимающимся изучением истории – преподавателям и студентам христианских ВУЗов. Эта книга вполне может стать впоследствии учебником, по которому мы будем изучать наше прошлое. Во-вторых, я советовал бы познакомится с книгой служителям церкви. Важно правильно оценивать прошлое, чтобы избежать ошибок в будущем. Чтобы объективно оценить, кем мы являемся сегодня, необходимо посмотреть, кем мы были вчера. И, наконец, любой, кто желает глубже познакомиться с историей евангельского движения в России в ХХ веке, сможет получить много важной, полезной и интересной информации из этой книги, поскольку наряду с ее научным характером, она обладает и несомненными литературными достоинствами. Книга читается легко и свободно, и вы нисколько не пожалеете о потраченном времени.
1 комментарий:
Согласна с Игорем. Важно понимать формирование протестантского богословия (движения) в контексте России... и осознать, почему я сегодня протестант...
Отправить комментарий