четверг, 1 февраля 2018 г.

A Hard Day's Night или «Качественный» Бог

Вечер. Обычный вечер обычного дня. Сегодня не было ничего особенного: читал лекции, потом был на родительском собрании в школе (на родительские же отцы должны ходить, так ведь?). Домой вернулся уже в десятом часу вечера. День обычный не потому, что был серым или скучным. Скорее наоборот: был интересным и насыщенным (родительское собрание – то еще развлечение, я вам скажу). Но он обычный, потому что еще вчера я почти точно знал – точнее сказать, планировал – что он так и пройдет. Я не принимал сегодня судьбоносных решений, никого не спасал от смерти и даже бабушку через дорогу не перевел. И в этой обычности даже благо. В общем, обычный день.
Я молюсь перед тем, как отправиться спать. Молюсь один, потому что жена уже спит. Я устал. Не физически, хотя и физически тоже, больше эмоционально. Не измотан, просто по-хорошему устал. 
И теперь я молюсь. Это привычно. Это обычная практика. Как и обычен день. Я начинаю молиться и произношу несколько слов. А потом останавливаюсь и думаю, а что же я сказал. Я как-то обратился к Богу. И осознаю, что назвал Бога справедливым, любящим и … как-то еще … да, я сказал о Нем, что Он жертвенный. Вроде все в порядке, ортодоксия соблюдена. И тут я подумал, что я ведь тоже должен обладать этими же качествами, поскольку призван быть похожим на Христа. Вот эти вот качества – способность любить, быть справедливым и жертвенным – они как, действительно проявляются во мне? Мне хочется думать, что да, так оно и есть. Ведь, скажем, я люблю свою семью. Не будем пытаться искать проявления моей любви слишком далеко –  можно ее не найти уже за ближайшим поворотом –  но свою жену и детей я ведь точно люблю, в этом у меня нет и тени сомнений. Но если попробовать как-то связать это со справедливостью и жертвенностью, то в результате уже трудно быть уверенным. Почему у Бога эти качества сочетаются с предельной точностью, как кусочки одного пазла, и результат получается гармоничным и приятным? У меня же … Кажется, проблема в том, что у меня неправильное соотношение хотя бы этих трех компонентов. Я хочу быть любящим. Но не хватает справедливости и жертвенности, и это превращается в соглашательство и бесхребетность, беспринципность. Справедливость без любви и жертвы становится жестокостью, основанной на эгоизме. А жертвенность без любви и справедливости превращается просто в бессмысленные потери.
Если мы желаем, чтобы и в нас эти добрые качества и в самом деле проявлялись, стоит внимательней посмотреть на Того, Кто является их источником.
Обсуждение качеств Бога у нас зачастую происходит изолированно. Нет, конечно, при изучении систематического богословия это вполне естественно, мы говорим о Божьих качествах отдельно. Даем им определения. Описываем их. Сравниваем. Приводим аналогии и примеры. Но совсем другое дело, когда мы думаем о качествах Бога отдельно, не воспринимаем их в совокупности. Божьи качества неотделимы друг от друга и неотъемлемы. Иначе Бог не был бы совершенен. Иначе Он не был бы и Богом. Сосредоточение внимания только на отдельных божественных атрибутах, как отмечал ещё Августин, вообще не показывает нам Бога. В ловушку подобного понимания Бога попадали когда-то люди, облеченные высоким званием пророков. Даже такой, как Илия. А уж Иона – просто хрестоматийный случай. Узкий как лазер взгляд на Бога показывает нам не настоящего Бога, а только то, что в данный момент мы хотели бы увидеть – отражение, на самом деле, своих ожиданий.
У Бога нет более или менее ценных качеств. Нам кажется – или даже нам хочется, чтобы так было – что есть нечто основополагающее, где остальным можно просто пренебречь. Но в Писании мы видим описание Бога со всеми атрибутами, которые не упраздняют, не поглощают друг друга. Например, Божья любовь не прекращает действие справедливости, даже наоборот: только при наличии справедливости любовь и приобретает актуальность. Нам так трудно порой сочетать все эти качества в себе и видеть проявление всех этих качеств в Боге сразу по той причине, что подсознательно мы адресно разделяем их воплощение. Скажем, по отношению к себе мы ожидаем от Бога любовь и милосердие, терпение и понимание наших трудных обстоятельств и нашей слабости. К другим же мы хотели бы видеть Божью справедливость, Его скорый карающий суд за весь букет злых дел, которые эти самые другие натворили. Мы легко готовы принимать жертвенность Бога по отношению к себе и очень ревниво относимся к тому же самому по отношению к другим. Как будто милость Бога к нам и Его милость к «тому парню» — это разная милость. Так ведь и милость одна и та же, и справедливость, и жертвенность, и еще много других качеств, соединение которых дает полноту божественного характера.
Возможно, как раз поэтому в нас все это и работает по отдельности. Вернее, мы думаем, что это работает. Но это как раз не работает вовсе. Нет в результате в нас ни настоящей любви, ни справедливости, ни жертвенности. Есть суррогаты, которые мы выдаем за эти качества, а потом задаемся вопросом, а почему результат нас не радует.

Как я уже говорил, был ведь обычный день. Обычный вечер. И обычная молитва. И эти рассуждения тоже не блещут новизной и эксклюзивностью. Какая уж тут исключительность. Апостол Павел уже об этом сказал в 1 Кор. 13. И Иаков в Иак. 2. И Иоанн. И Моисей и далее по списку. Обычное должно наконец стать нашей повседневностью. Это я про себя, конечно же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий