пятница, 13 октября 2017 г.

Спасение vs награда…?

Сотериология – обширная тема со множеством точек, в которых пересекаются разные представления как о плане спасения человека, который когда-то задумал Бог, так и о его реализации. Так рождаются споры. И есть споры, в которых сталкиваются целые мировоззренческие системы, где христианская ортодоксия сражается с реальной ересью. Такими, например, в истории церкви были споры с гностицизмом или пелагианством. Есть же кажется незначительные и совершенно умозрительного характера споры, где обсуждаются вроде мелкие и неважные детали. Но иногда за такими деталями и мелочами скрываются проблемы, или они обнаруживают серьезные отклонения в представлениях о настоящем и будущем христианина.
Одним из таких на первый взгляд незначительных спорных вопросов является воображаемое противопоставление вечного спасения, которое верующий человек получает благодаря своему соединению со Христом, и вечных же наград за труды и усердие посвященной Богу жизни. Иногда даже не противопоставление как таковое, а просто отдельное обсуждение наград и спасения.
Это разделение наград и спасения заслуживает внимания. Оно не безобидно, поскольку создает иллюзию, что возрожденный человек может быть совершенно бесплодным в своей духовной жизни, в нем может никак не отразиться Христос, его образ жизни и ценности могут быть неотличимы от мирских, но все равно он будет спасенным. Единственное, чего он лишится – это награды в будущем Царстве. Не подвергая сомнению сам факт будущих наград и их ценности, а также то, что само спасение человек получает без всяких заслуг и усилий со своей стороны, хотелось бы отметить, что подобное противопоставление спасения и наград является искусственным. По крайней мере, Новый Завет дает другую картину. Не имея возможности в короткой заметке всесторонне обсудить это вопрос (развернутое обсуждение можно найти, например, в работах Пола Вошера), будет полезным вспомнить по этому поводу буквально несколько текстов Писания.
А начать хотелось бы с причины, по которой достаточно ясное новозаветное учение таким образом исказилось.
Упомянутое разделение вечного спасения и наград связано главным образом с определенной богословской позицией, в свете которой и рассматриваются все тексты Священного Писания, так или иначе относящиеся к сотериологической доктрине. И именно это создает проблемы с адекватным библейским обсуждением: любые тексты толкуются исходя из уже сформированного предпочтения. Эта классическая герменевтическая ошибка препятствует диалогу с опорой на авторитет Писания. Все аргументы разбиваются о защитный барьер – текст не говорит о наличии/отсутствии спасения, а только о наличии/отсутствии наград.
Принимая во внимание описанную герменевтическую проблему хотелось бы все же отметить одну особенность текстов Нового Завета, в которых так или иначе упоминаются как раз награды. Во многих этих текстах спасение и награды не просто взаимосвязаны – что было бы, конечно, вполне логично – но и взаимозаменяемы. То есть авторы, говоря о наградах, подразумевают спасение и наоборот. В тех текстах, где все же подразумевается различие плодов жизни и самого спасения вполне ясно показывается, на что именно авторы хотели сделать акцент.
Так, часто цитируемый в связи с потерей награды и сохранением спасения текст из 1 Кор. 3 некорректно использовать в данном споре как раз в связи с тем, что в нем апостол Павел обсуждает только одну проблемную сторону служения, а именно благовестие и созидание церкви. Он пишет, что результат служения по распространению Евангелия и устройству общины может быть плачевным (и только этот результат, по крайней мере ни о чем другом Павел здесь не упоминает), если строится неправильно (правда, это не оказывает влияния на личное спасение, но речь и не идет об этой стороне жизни верующего).
Совсем иную картину мы видим в тех случаях, когда авторским замыслом подразумевалась тесная взаимосвязь между плодом и спасением. Например, Павел, подводя итог своей жизни в 2 Тим. 4:8, говорит о «венце правды», который он ожидает получить, поскольку «веру сохранил, течение совершил». Но грамматическая структура текста говорит в пользу того, что Павел пишет не о каком-то отдельном, уникальном венце как особой награде для Павла, а о «венце, который есть праведность». То есть после этой жизни он ожидает получить праведность, которую ожидают в общем-то и все остальные верующие во Христа. Та же самая конструкция присутствует в текстах о «венце жизни» в Иак. 1:12 и Отк. 2:10. То есть авторы говорят о том, что верующих ожидает «венец, который есть жизнь», и эта жизнь (а контекст явно свидетельствует, что речь идет о том, что мы называем «вечной жизнью» или вечным спасением) снова у них связана с определенным результатом жизни христианина. Безусловно, это не является утверждением некой «пелагианской» идеи о возможности заработать «праведность» или «жизнь». Это утверждение того, что стойкость в искушениях, терпение и другие христианские качества демонстрируют подлинность декларируемой веры.
Еще ярче мысль о неразрывной связи наград и спасения звучит в притчах Христа, сказанных Им на Елеонской горе в связи с вопросом учеников о наступлении Дня Господнего (Мат. 24-25). В притчах о двух рабах и о талантах – первая и третья притчи – присутствует одна и та же идея о том, что необходимо трудиться в ожидании Господина. Лишь те, кто выполняет поручения Господина заслуживают похвалы (награда) и сохранение их в доме/радости Господина (спасение). Напротив, те, кто оказался глуп или просто ленив не просто заслужили порицание, но участь их оказалась вместе с теми, кто называется лицемерами и «во тьме внешней», и общая характеристика этого места: «там будет плач и скрежет зубов». Более ясного описания полноты отчужденности от Спасителя трудно себе представить (если вспомнить еще и вторую притчу, о Десяти девах, где пяти неразумным было сказано «Я никогда не знал вас», то картина становится совсем завершенной).
Итак, по словам Самого Христа спасение и награда за усердие при ожидании Господа неразрывно связаны. То есть невозможно сказать, что истинным учеником может оказаться человек, который что-то упустил, оказался бесполезен, но все равно стал спасенным. Речь не о спасении некими заслугами, но о том, ключевой характеристикой настоящего ученика как раз и является его деятельное ожидание Спасителя. Ученичество – это реализация нашей полезности Христу. Так что наш долг заключается в том, чтобы быть максимально предприимчивыми в нашем труде для Бога, чтобы потом услышать похвалу: «Хорошо, добрый и верный раб». А значит, быть готовым к Пришествию – это оказаться в состоянии усердного труда при возвращении Господа. И получить за это награду. Попытка изолировать награду от ученичества изменяет саму суть ученичества, как оно представлено в Новом Завете. Готовность к встрече со Спасителем – это признак настоящего ученика. Тот, кто не ждет Христа, не готовится к встрече, скорее всего является лишь формальным верующим (см. Мат. 24:51: еще раз отметим, что будущее негодного раба вместе с лицемерами). Это близко к тому, о чем потом писал Иаков в своем письме: вера должна быть реализована в конкретных действиях. Настоящий ученик верит в действительность неожиданного наступления Дня Господнего. Это должно быть частью его веры. 
Неслучайно Иисус в качестве примера для учеников вспомнил времена Ноя: избранный по Божьей благодати древний праведник верил в Потоп и потому готовился к нему и, в результате, остался жив

Комментариев нет:

Отправить комментарий