пятница, 7 апреля 2017 г.

Вспомнить всё

Хотелось бы снова вспомнить знаменитого российского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского (1841 – 1911 гг) с его хрестоматийным «история – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Потому что мы снова будем говорить об истории. Причина на поверхности – 2017 год. Это год не только юбилея двух революций в России, но и 500-летия Реформации и, что ближе к нам, российским баптистам, 150-летия российского евангельского движения. И хоть такие даты в определённой степени условны, ведь ни М. Лютер не знал, что его 95 тезисов начинают новый этап церковной истории, ни Н.И. Воронин не подозревал, что от момента его крещения начнется отсчет истории русских протестантов, однако это дает прекрасный повод заглянуть в наше прошлое, в прошлое церкви и попытаться разглядеть там для себя полезные уроки.
Для человека свойственна определенная мифологизация прошлого. С положительным или отрицательным знаком, неважно. В наших широтах это всегда приобретает государствообразующий характер, используется как инструмент пропаганды. При всей выгодности такого подхода для идеологического употребления подобный взгляд на опыт предыдущих поколений по определению не может помочь нам понять, ни кто мы сейчас, ни куда мы идем в своем развитии. Это в равной степени относится как к светской истории, так и к какой-либо специфической области исторической науки, как, скажем, религиозная история. 
В своих дневниках 8 июля 1883 года уже упомянутый нами Ключевский оставил такую запись:
История, говорят не учившиеся истории, а только философствовавшие о ней и потому ею пренебрегающие, никого ничему не научила. Если это даже и правда, истории это нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо нее или вопреки ее, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее: она пока только сечет своих непонятливых или ленивых учеников, как желудок наказывает жадных или неосторожных гастрономов, не сообщая им правил здорового питания, а только давая им чувствовать ошибки их в физиологии и увлечениях их аппетита. История – что власть: пока людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяния.
Действительно, мы порой или ленивы, или излишне высоко о себе помышляем, и потому не готовы учиться на ошибках и достижениях предшественников. Тогда нам никуда не деться от «исторического возмездия». Помнится, был такой советский «дидактический» мультик «В стране невыученных уроков». Герой мультфильма, разгильдяй и двоечник, не хочет учиться и однажды попадает в Страну невыученных уроков, где встречается со всеми своими школьными ошибками: плотоядной коровой, половиной землекопа и далее по списку. Едва не погиб из-за грамматики. Иногда возникает ощущение, что мы со своими «землекопами» никогда не расстаемся.
В скобках отметим, что библейская история как раз избавлена от такого недостатка. Описание прошлого в Библии не страдает избирательностью. Напротив, показывая как положительные, так и отрицательные стороны людей и событий, авторы Писания стремились показать провиденческую волю Бога и дать своевременные уроки для читателей (см., например, известные слова из Втор. 8).
Кажется излишним напоминание слов Екклесиаста об отсутствии новизны в окружающей действительности. Однако, раз за разом мы готовы заново решать одни и те же вопросы, забывая (а точнее, даже и не интересуясь), что кто-то когда-то уже сталкивался с чем-то подобным или даже с точно таким же. Этот прошлый опыт бесценен по той причине, что мы с высоты нашего положения потомков имеем возможность более-менее объективно оценить степень успешности прошлых решений, ведь все последствия этих решений – и близкие, и далекие – уже проявились. 
Трезвый взгляд на прошлое, максимально непредвзятый (насколько это возможно), способен помочь нам в решении современных проблем, в адекватном ответе на актуальные вызовы.
В связи с этим хотелось бы предложить обратиться к историческому наследию нашего братства. Сегодня опубликовано уже достаточно много исследований по истории евангельского движения в России. Однако, в некоторых случаях интереснее читать первоисточники, например, периодические издания, которые публиковались Союзом евангельских христиан и Союзом баптистов. Это позволяет в определенном смысле прикоснуться к жизни наших предшественников, увидеть, что их волновало, что радовало, какие проблемы они решали и как, какой опыт они сами извлекали.
В качестве примера можно взять журнал «Баптист», который издавался с некоторыми перерывами с 1907 по 1929 годы. В нем публиковались проповеди, беседы на религиозные темы, переводы зарубежных богословов, богословская полемика, протоколы, отчеты, сообщения с мест, статьи на злободневные социальные темы и т.д.
Чтобы оценить полезность такого чтения давайте обратим свое внимание на №4 за 1928 год. В нем на странице 19 есть короткая заметка, озаглавленная «Чего мы не должны делать». Это сборник рекомендаций о том, как надо и как не надо беседовать с человеком о покаянии. Очень полезные и, надо признать, до сих пор актуальные советы.


И посмотрите внимательней на совет №4. Возникает ощущение, что он вызван той же дискуссией, которая была актуальной среди баптистов на Западе во второй половине XIX века в связи с евангелизационными кампаниями с участием Чарльза Финнея. Он популяризовал психологические приемы Эйзела Нетлтона, направленные на то, чтобы как можно больше людей вызвать к покаянию. Финней не прочь был оказать давление на свою аудиторию, запугивая слушателей немедленной Божьей карой за несогласие примириться с Богом и предлагая выразить свое согласие покаяться с помощью вставания со своего места. И хотя это приносило невероятные видимые результаты – люди каялись сотнями – возникал закономерный вопрос, насколько уместны такие методы и что на самом деле заставляет людей откликаться на призывы проповедника.
Возможно, что после десятилетия активного благовестия и наши братья пришли к тому же выводу, что следует различать чисто человеческие приемы и реальное действие Святого Духа (посмотрите также на совет №17).
Итак, уроки прошлого несомненно практичны. Есть смысл в том, чтобы потратить время и изучить опыт церкви. Нам сегодня будет полезно знать, кто мы, и как мы стали такими. А также важно понимать, куда мы идем не только в эсхатологической перспективе, но и в ближайшем будущем. И многие ответы мы вполне можем найти не пытаясь сосредоточенно всматриваться в туманную даль грядущего, но обращая свой взгляд в документы прошлого (как пел Константин Никольский «может быть, один взгляд назад мне откроет в будущее глаза»).
Ведь наше поколение далеко не первое, где действует созидающий Дух Божий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий