среда, 19 марта 2014 г.

«Наша брань ...»

(несколько наблюдений о влиянии политических событий на церковную жизнь)

Как все-таки мы восприимчивы к внешней среде! Нет, не в хорошем смысле, что было бы полезным, скажем, в контекстуализации благовестия. Речь о другом. Среда, в которой мы живем, оказывается, легко может менять наши настроения, взгляды и отношения друг к другу. Причем степень этого влияния явно прямо пропорциональна уровню «государственных» интересов.
Непростая ситуация с переменами в Украине, обострения последних недель и дней послужили обострению чувств и отношений и в нашей, церковной среде. С одной стороны, это вроде неплохо, поскольку демонстрирует вовлеченность христиан в жизнь общества, неравнодушие к социальным и политическим процессам. 
Но вот другая сторона совершенно удручает. Выскажу свое, безусловно, сугубо личное мнение. Выскажу потому, что эта самая другая сторона меня смущает и даже печалит. Попробую пояснить свою обеспокоенность.
Прежде всего, меня беспокоит уязвимость большинства людей перед довольно примитивными средствами пропаганды (причем я имею в виду пропаганду любого происхождения и качества, независимо от того, с чьей стороны она исходит). Вследствие чего многие готовы некритично принимать ту или иную точу зрения без всякого анализа, сравнения аргументов, проверки источников информации. Как здесь не вспомнить слова мудрого человека из Пр. 14:15: «Глупый верит всякому слову».
Во-вторых, вызывает сомнения особое понимание слов о «покорности властям». Это особое понимание включает в себя, в числе прочего, и полное согласие со всем, что эта власть говорит и делает: с ее оценками жизни и способами решения реальных или мнимым проблем.
С этим в целом связана еще одна мировоззренческая проблема – сакрализация власти. Вроде бы нас, христиан, не нужно учить, что идеальных людей не бывает. Более того, мы, кажется, должны помнить, что всякий человек грешен по своей природе, а значит, не способен жить праведно, и справедливость решений человека – под большим сомнением. Но как только речь заходит о лицах во власти, мы эту доктрину напрочь забываем и с легкостью готовы идеализировать какую-либо верховную персону и не допускаем даже мысли о возможных неправильных действиях или порочных мотивах этой персоны. Подобный патернализм во взаимоотношениях с властью можно объяснять особенностями исторического пути нашей страны, но ведь есть же ясное свидетельство Библии: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер.  17:5).
И, наконец, третье, и это главное. Это третье перевешивает первые два и делает их даже где-то избыточными. Это третье – самое печальное для меня – это наша неспособность или нежелание оценивать ситуацию с нравственных позиций. А ведь вроде это то, что в первую очередь и должна делать церковь – давать здравую оценку всего происходящего вокруг с точки зрения именно категорий добра/зла. Понятно, что иногда это сделать сложно: мы не знаем порой всех исходных данных, обладаем ограниченными возможностями по наблюдению за происходящими процессами и уж точно с трудом можем прогнозировать последствия. Кроме того, наши субъективные оценки могут разительно отличаться от Божьего видения, и то, что мы считаем бедствием, может привести к благим результатам (см. историю Иосифа. К слову, наличие благого Божьего плана не оправдывает само по себе несомненного зла братьев Иосифа). Но все же нам необходимо давать свое свидетельство о неизменных моральных принципах, иначе, что вообще может быть нравственным ориентиром в этом развращенном мире, если не церковь. Мы призваны являть Божью святость всюду, всегда и в любых обстоятельствах. Вместо этого наблюдаешь чаще всего подход вовсе не нравственный, а, скажем, «государственнический». В связи с нынешней ситуацией вокруг Украины слышишь аргументы, связанные с геополитикой, «защитой интересов», глобальным противостоянием и, конечно же, неизменное «а у них там негров вешают» (напомню, что этот мем означает что-то типа «сам такой»).
Может быть, все это даже имеет значение, но всегда хочется задать вопрос: неужели мы как христиане должны в первую очередь думать о, условно говоря, некой геополитике, национальных интересах и доказательствах кому-то нашей необычайной крутости? Может, есть какие-то другие приоритеты, которыми мы должны бы руководствоваться?
И здесь наш собственный пример служит яркой иллюстрацией действительной системы ценностей, которой мы живем. А с этим как раз и возникает проблема, потому что ценностная шкала, которую мы являем, скажем, в реакции на последние события, явно не совпадает с тем, чему мы формально привержены.
Например, дикостью из уст христиан звучат слова о преимущественной защите некой одной этнической группы в противовес другой. Ну, понятно, когда такой аргумент звучит убедительно для «обычного» человека, не обремененного высокой христианской этикой (эстетические особенности этих споров вообще оставим за скобками). Однако для христиан по идее должна быть свойственна идея онтологического равноправия наций и неприемлем шовинизм, а уж тем более нацизм. А ведь в Украине – наши братья, родные нам именно по убеждениям (здесь я говорю, естественно, с позиции человека из России, хотя где-то то же самое можно увидеть и с «другого берега»). То есть получается, для нас ближе этническая или классовая солидарность, чего бы она нам ни стоила, и ради этого мы готовы забыть даже о братских отношениях с единоверцами.
Я уж не говорю о терпимости к мнению об оценке событий, отличному от нашего! Здесь начинается такой «разгул толерантности», что думаешь, и где же оно, братство то наше. Все кто «там» или не с нашей стороны – непременно фашисты и т.п. Ну, ругательство «фашисты», конечно, хорошо знакомо. Мне оно напоминает мое детство, когда мы легко им пользовались для идентификации своих злейших врагов, и оно стояло в ряду многих других, связанных иногда с фауной, а иногда с психическими заболеваниями. Так ведь то детство.
Только с тех прошло много лет, и это, кажется, дает надежду, что за прошедшие годы мы научились пользоваться речевым аппаратом более искусно, по крайней мере, узнали, что слова имеют свои значения и просто так разбрасываться ими не стоит (о чем и Писание нас предупреждает, говоря об «отчете за слова»). Нынешнее время предоставляет нам невероятные ресурсы по расширению своего кругозора и заполнению пробелов. Так, например, сейчас есть все возможности познакомиться с самим по себе понятием «фашизма». Но кто ж читал Умберто Эко или хотя бы Юлиана Семенова! И если детские «обзывательства» можно списать на возраст, то взрослым (или мнящим себя взрослыми) это уже непростительно.
Однако это нисколько не мешает нам выносить суждения – категорические и безапелляционные – в отношении своих мировоззренческих оппонентов. Но ведь мы как христиане – именно как христиане – должны помнить, что Бог оценивает нас вовсе не с точки зрения нашей патриотичности, а с точки зрения нашей нравственности. Для этого есть множество текстов. Позволю себе привести лишь один, адресованный церкви в Сардисе, думающей, что у нее все в порядке: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Отк. 3:2). 
Патриотизм же, хочется напомнить, довольно зыбкая категория, причем еще и небесспорная. Если даже не упоминать чуждого нам деятеля эпохи Просвещения С. Джонсона с его знаменитой фразой о «прибежище негодяев», то можно вспомнить в доску нашего Л.Н. Толстого, который считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным» («Патриотизм и Мир»). Можно оспаривать это мнение (хотя Толстой как боевой офицер уж точно имел на него право. Кстати, был участником обороны Севастополя во время Крымской войны (!), вот ведь незадача), но, в любом случае, стоит признать, что вопрос это дискуссионный, а, следовательно, брать патриотизм за основу жизненной позиции несколько легкомысленно. У нас то существуют более серьезные основания для оценки жизни и окружающей нас реальности.
Так давайте возвращаться к этому твердому основанию нашей жизни – Писанию. Многие герои этого Писания имели смелость противостоять подавляющему злу окружающего мира (Иосиф, Давид, Даниил с друзьями, Иоанн Креститель, Иисус Христос, Павел), даже с потерями для себя. И давайте помнить, что важнее всего для нас должна быть оценка Христа. Возможно, это где-то остановит нас или придаст сил в нужный момент. Вокруг и без нас слишком много ненависти, нетерпения, зла в разных его проявлениях. Стоит ли и нам вносить свои «пять копеек» в это хаос? Неплохо бы помнить, что большинство редко бывает право.
Может, вместо того, чтобы заботиться об установлении «исторической», «национальной» или еще какой-либо справедливости стремиться к справедливости библейской? И если она недостижима, то хотя бы просто молиться. Есть о чем.

p.s.: Хочу прибавить еще несколько слов. Этот пост написан не для того, чтобы еще более разжечь дискуссию об идеальном миропорядке и не для выяснения правой/виновной стороны. Ни в коем случае. Если это осталось неясным, то это, конечно, целиком моя вина. Повторюсь, речь идет о том, чтобы мы могли «размыслить в сердцах наших на ложах наших, и утишиться» (Пс. 4:5). И вспомнить о своем предназначении являть Божий свет даже в такое сложное время как наше (хотя, когда оно было простым). Прошу не начинать в комментариях дискуссию о «судьбах мира». В рамках комментариев это явно непродуктивно и даже вредно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий