понедельник, 1 апреля 2013 г.

"Мы люди простые, академиев не кончали"

Мы все зачастую руководствуемся в своей жизни какими-то стереотипами, привычными моделями поведения. Что-то нам было привито воспитанием в семьях, что-то – окружающим нас сообществом. Наши мысли, поступки, принятые решения – все это обуславливается нашим прошлым, всем тем фоном, который в значительной степени определяет нашу индивидуальность. Это оказывает свое влияние как на мелкие, незначительные вопросы, например, как мы завязываем шнурки или выбираем себе галстук, так и на принципиальные, значимые стороны нашей жизни, как, например, выбор жены. Прошу прощения за гендерность примеров. В случае женской аудитории примеры можно соответственно поменять на сумочку и мужа.

Для церкви же вопрос того, чем мы руководствуемся в своей жизни, должен быть особенно актуален. Просто по той причине, что наш образ жизни, взгляды на самих себя и окружающую действительность должны основываться вовсе не на том, что это принято в неком сообществе, что нас так воспитали или что мы так привыкли, а на основании определенного учения. Именно учение должно формировать все стороны жизни как церкви в целом, так и отдельного верующего. Именно различия в первую очередь в учении, а не в традициях, дают такое многообразие в современном христианском мире. По крайней мере, это то, что мы как раз и должны обсуждать, когда сравниваем разные конфессии. И вот именно об этом основании нам и нужно размышлять.
Часто в церковной среде можно услышать мнение о том, что для обычного верующего нет нужды углубляться в хитросплетения христианских доктрин, что богословие – это некая далекая от практической жизни, научная сфера. Библиотечная пыль не поможет решить насущных церковных или личных проблем. Надо со всей категоричностью заявить об ошибочности и даже пагубности такого подхода. Ведь богословие – это, в широком смысле, определенный набор представлений о Боге, Его роли в мироздании, Его отношениях с человеком и т.д. В этом смысле любой человек имеет свое богословие, так как у него есть свои представления обо всех этих вопросах. А уже тем более христианин прямо таки пропитан богословием. Вопрос не в том, есть богословие у кого-то или его нет, а в том, какое оно, какими взглядами на фундаментальные вопросы жизни руководствуется человек. Правильные религиозные взгляды приводят к надлежащим результатам жизни, неверные – к катастрофе и разочарованию. Именно об этом говорил Христос, подводя итог в Нагорной проповеди, когда сравнивал двух людей, построивших свои дома на разных основаниях (Мат. 7:24-27).
Поэтому нашей важнейшей задачей как христиан является постоянный процесс углубления в богословие, оценка своих убеждений с тем, чтобы мы могли быть уверенны, что мы на верном пути, что мы строим здание своей духовной жизни на действительно твердом основании. И единственным критерием подобной оценки может служить только Священное Писание. У нас нет другого, столь же авторитетного источника, который бы открывал нам полноту Божьего откровения человечеству. Только этот источник может дать нам все необходимое для руководства нашей жизнью, нашими взглядами, то есть, нашим богословием. Позволю напомнить один пример из Писания, который демонстрирует тяжелые последствия для верующих, которые проявили пренебрежение углублением в учение. Автор Послания к евреям укоряет верующих в том, что они, будучи верующими уже продолжительное время, остаются несведущими в самых простых церковных доктринах. Тяжелые последствия подобного младенчества должны побуждать нас задуматься о важности, приоритетности осознанного восприятия церковного учения (Евр. 5:11-6:8).
Мы можем строить свою церковную жизнь исключительно на привычках, традициях, чьем-то личном авторитете, но это не даст нам твердого основания. В случае изменения внешних обстоятельств мы можем оказаться без ясных ориентиров, без здравых приоритетов. Лишь учение, богословие, построенное на Писании, способно дать нам необходимый фундамент. Об этом вопросе можно говорить значительно больше, чем содержится в этой короткой заметке, но хотелось бы добавить только одну иллюстрацию из церковной истории, которая показывает глубокую связь между учением и реальной жизнью церкви. Все древние Отцы церкви были практикующими служителями. И их взгляды, их учения, которыми пользуется церковь – и мы в том числе – на протяжении сотен и тысяч лет, формировались вовсе не в «кабинетной тиши», а как раз на «передовой» активной церковной жизни. И для них именно чистота учения была в первую очередь мерилом чистоты и истинности церкви, и образ жизни лишь подтверждал эту истину, а не наоборот. Это пример, достойный подражания и в наше время.

12 комментариев:

Игорь Шайфулин комментирует...

Очень интересная статья, только не понятно почему у Отцов было одно Священное писание , одна благочестивая жизнь, но разные взгляды?

Игорь Шайфулин комментирует...

Спасибо. Название должно было создавать некую аллюзию на один из распространенных стереотипов в отношении образования. Хотя, вероятно, вы правы. Можно было придумать и лучше :)

Игорь Шайфулин комментирует...

Откуда такая категоричность?

Игорь Шайфулин комментирует...

Спасибо. Вообще то, если они Отцы, то взгляды у них примерно совпадали. На то они и Отцы :)

Игорь Шайфулин комментирует...

На сегодняшний день нет недостатка в знании доктрин. По крайней мере в евангельских церквях.Не знает их только ленивый. И в практической жизни мы слабы отнюдь не из-за этого. Проблема сегодня скорее в обратном. Она в том, что большинство из нас живут "для Бога", но без Бога, то есть без Него, как своего внутреннего содержания. Ветхий человек напичканый знаниями, имеет только вид благочестия, силу же его отвергает. Вместо того, чтобы сораспяться Христу, мы стремимся к бурной деятельности. Я не Православный, но хорошо сказал когда то Серафим Саровский: "Стяжи Дух Мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи."

Игорь Шайфулин комментирует...

Рад за вас, что вам повезло быть в церкви, где настолько просвещенные христиане. По моим наблюдениям все не так радужно в этой области. Конечно, это не снимает остроты вопроса реализации этих знаний, но это уже другая тема.

Игорь Шайфулин комментирует...

Вспомнилось тут одно утверждение Клайва Льюиса, уместное в связи с обсуждаемой темой: "Христианское богословие много утомительнее религиозности. Конечно, утомительное не всегда истинно, но истинное всегда нелегко".

Игорь Шайфулин комментирует...

Прочитал с удовольствием!

Игорь Шайфулин комментирует...

Спасибо!

Игорь Шайфулин комментирует...

Можно знать, что 2+2=4 и говорить, что знаешь математику. Но там дальше идёт таблица умножения, диффиринциалы, интегралы и ещё много вещей, не зная которых не просчитать даже траектории брошенного камня. Конечно можно выучив, что нельзя убивать, красть, прелюбодействовать, пить,курить и необходимо каждое воскресенье ходить в церковь - считать себя отличным христианином. Но как можно подражать Христу без постоянного вникания в Его учение? Вникание в учение - это не наполнение знаниями, а изменение мышления. О если бы в церквях у всех уже было изменено мышление по образу Христа. Но даже Тимофею Павел говорил: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."

Игорь Шайфулин комментирует...

аминь!!!!!!!

Игорь Шайфулин комментирует...

Жить надо по истинному учению Библии используя исторический опыт церкви от ее основания и до наших дней, а не вычленяя из него то что соответствует "нашему" учению. Например исторический факт что перво апостольская церковь крестила детей, младенцев верующих членов церкви. И вот появляются в 16 веки новые церкви которые не видят этого основания в Библии. И привносят свое учение, раскалывая единство вселенской церкви. Католики, Православные, Протестанты Реформаты, пресвитериане, Лютеране крестят детей тем самым вводя своих детей в завет с Господом. А вот мы такие правильные не будем этого делать.... Так что почитайте Отцов церкви, Августина, Златауста, Кальвина, Лютера и подумайте может в вашем учении есть ошибки? А так любой может сказать, что он или его церковь живет только по Библии...

Отправить комментарий